Деловая сеть Нижний Новгород
Компании:21 623
Товары и услуги:18 586
Статьи и публикации:1 320
Тендеры и вакансии:301

О профилях, калибровке и цветовых пространствах. Ликбез.

О профилях, калибровке и цветовых пространствах. Ликбез.
10.07.2018
© Фотошкола Ивана Куликова

Сразу оговорюсь, что на абсолютную истину не претендую. На абсолютную точность терминологии тоже. Моя задача сейчас объяснить базовые моменты, связанные с калибровкой и настройками управлением цветом. Те, для кого важна точность и техническая глубина, вполне могут прочитать/посмотреть/послушать Шадрина и другие фундаментальные источники. Я пишу для тех, у кого нет на это времени.

Калибровка и профилирование монитора — что это и зачем?

Большинство мониторов в состоянии «из коробки» имеют не самую точную цветопередачу. Безусловно, здесь есть приятные исключения, но чаще всего это довольно дорогие мониторы. Средний же ценовой сегмент даже при приемлемом качестве изображения точностью настройки как правило не отличается. Чтобы можно было хоть немного полагаться на изображение на мониторе, его калибруют. При этом происходит прежде всего физическая настройка: кнопочками меняются яркость и цвет. Яркость монитора подбирается по уму, исходя из условий освещения. Поэтому если вы любите работать то днем, то ночью, будьте готовы к тому, что восприятие картинки будет сильно меняться. Вообще калибровка оборудования подразумевает неизменное освещение. Но это далековато от реалий работы подавляющего большинства фотографов. Лично я при настройки монитора стараюсь отталкиваться от неких средних условий. Это неправильно. Но я пока еще не встречал фотографов, которые работают в помещении без окон, серыми стенами и серой мебелью. А должно быть именно так. После этого калибратор (прибор такой, который подключается к компьютеру и вешается на монитор) замеряет разные цвета. То, что не получилось по разным причинам настроить кнопочками на мониторе, корректируется программно. В большинстве случаев при помощи специальных кривых корректируется сигнал видеокарты. Еще при этом строится профиль монитора. Профиль описывает по сути возможности данного конкретного монитора: какие цвета он может передавать, а какие нет. В этом же профиле хранятся кривые, которые корректируют сигнал видеокарты.

Если настройка происходит при помощи кнопок под конкретное освещение, есть ли смысл калибровать ноутбук?

Суровые профессионалы чаще всего считают, что нет. Я как фотограф считаю, что да. Подавляющее большинство ноутбуков, которые я калибровал, до коррекции были катастрофически синими. Идеальной цветопередачи у вас не будет, но явные паразитные оттенки уйдут.

Если монитор откалиброван, то моя фотография будет везде выглядеть одинаково?

Нет. Она будет выглядеть одинаково только на двух мониторах одной модели, стоящих в одном месте. Во всех остальных случаях, они будут выглядеть по-разному. Мониторы, которые стоят на одном столе, при желании можно на глаз подогнать один под другой. Еще можно искусственно урезать возможности лучшего монитора, чтобы он показывал, как худший. Не уверен, что в этом есть смысл.

Что делать с профилем, который получился при калибровке? Где его выбирать?

Если мы говорим о Windows, то прежде всего этот профиль должен стоять в свойствах монитора в закладке «Управление цветом». Чаще всего это происходит автоматически: его туда устанавливает программа, которая строит этот профиль. Кроме того, у Windows до сих пор есть некоторые проблемы с управлением цветом и с подгрузкой кривых в видеокарту. Поэтому нужна сторонняя программа. Чаще всего она тоже устанавливается вместе с программой для калибровки.

Если в работаете на Mac OS, то никаких проблем не будет. Профиль также должен появиться в закладке «Цвет» настроек монитора. Кривые система подгрузит сама.

А как калибруют принтеры?

Если говорить правильно, то принтеры профилируются. Печатаются специальные цветные плашки, они промеряются специальным прибором. Из полученных данных строится профиль, который описывает возможности принтера и корректирует изображение для максимально точной по возможности цветопередачи. Важно, что профили строят под конкретное сочетание чернила-бумага. Причем, если бумага формата А3 и 10х15 имеют одно название, они вполне могут производиться на разных заводах. По идее это подразумевает создание разных профилей. Но по факту чаще всего можно обойтись одним. Разница не столь велика. А вот две матовые бумаги одной плотности, но разных производителей могут отличаться очень сильно.

Что такое sRGB и Adobe RGB?

Это цветовые пространства. Они описывают цвета, которые вы можете использовать в своей работе. sRGB это Standart RGB. Это пространство соответствует некоему среднестатистическому монитору. Важно, что это среднестатистический монитор, сделанный во времена царя Гороха. Давно. Поэтому к нему сейчас много претензий. Но многие экраны ноутбуков и его нормально воспроизвести не могут. Adobe RGB обладает бОльшим охватом, т. е. включает в себя больше цветов. В целом это хорошо. И как рабочее пространство Adobe RGB вроде бы предпочтительнее, но тут кроется немало проблем.

Как я уже упомянул, далеко не все мониторы на сегодняшний день способны воспроизвести цвета, которые входят в Adobe RGB. Мониторы, которые способны на это, называют широкоохватными (не путайте с широкоформатными!). Но эти мониторы чаще всего используют фотографы или дизайнеры. Вероятность того, что конечный пользователь будет смотреть ваши фотографии на таком мониторе, крайне низка. А вот ноутбук с охватом 70-80% sRGB вполне реален. Кроме того существует проблема с отображением фотографий в пространстве Adobe RGB в программах, которые не поддерживают или плохо поддерживают управление цветом (это могут быть программы-просмотрщики и браузеры, например). Обычно это выражается в том, что фотографии становятся очень бледными и ненасыщенными. Такое еще бывает, когда фотография редактируется на широкоохватном мониторе с хорошими насыщенными цветами, а конечный пользователь видит ее на слабеньком офисном мониторе или на ноутбуке.

А вот многие принтеры (особенно профессиональные) способны воспроизводить цвета, выходящие за пределы sRGB.

Так какой монитор покупать и какое пространство использовать?

Это каждый решает для себя. Есть свои плюсы и свои минусы. Но если постараться упростить выбор, то можно прийти к нескольким простым моментам.

Если вы не представляете до сих пор, чем отличается sRGB и Adobe RGB, то используйте sRGB монитор и sRGB рабочее пространство. Да, так вы урежете свои возможности, откажитесь от части цветов, но зато не наломаете дров.

Если ваши фотографии в большинстве случаев смотрят на электронных устройствах, если в основном вы выкладываете их в сеть, то используйте sRGB.

Если вы ориентируетесь на печать фотографий в хорошем или очень хорошем качестве, то логичнее работать в Adobe RGB. Но тогда неплохо бы иметь монитор с широким охватом и разобраться подробнее в этом вопросе.

Важное примечание! Всегда помните о конечной цели вашей работы. Заметит ли конечный зритель ваши цвета? Рентабельно ли это с точки зрения времени и средств? Нужны ли вашим фотографиям такие нюансы цвета, которые способно передать Adobe RGB, но не может sRGB?

Что выставлять в камере: sRGB или Adobe RGB?

Если вы снимаете в формате RAW, то все равно. Это не имеет значения. Цветовое пространство применяется при преобразовании из RAW во что-то иное, т. е. при raw-конвертации. Это уже вопрос настроек RAW-конвертера. Если снимаете в JPEG, то ориентируйтесь на то цветовое пространство, в котором вы работаете. Логично использовать что-то одно.

Что установить в Photoshop?

В настройках цвета вы должны выбрать рабочее цветовое пространство: Adobe RGB или sRGB. Если до сих пор не определились, ставьте sRGB.

Немало вопросов вызывают политики управления цветом. Что ставить там? Если разобрались с вопросом и Adobe RGB вас больше не пугает, то ставьте Preserve Embeded Prfiles (сохранить встроенные профили). Если решили пойти по простому пути и работаете в Convert to working RGB (преобразовать в рабочее пространство).

А что ставить в настройках CMYK?

Если вы не работаете с полиграфией, то не имеет значения. Если вдруг работаете, но все равно не понимаете, то это плохо. Цветоделение — важная вещь. Уточните в типографии, какой профиль лучше использовать.

На всякий случай: речь идет про традиционную офсетную печать в типографии большим тиражом. Принтеры и минилабы используют RGB пространства.

Я все сделал как написано, то в разных программах одна и та же фотография выглядит по-разному. Что не так? Что делать?

Прежде всего убедитесь, что профиль встроен в файл: при сохранении должна стоять галочка «Embed color profile». Если фото в sRGB и профиль внедрен и фотографии выглядят по-разному, то, скорее всего, программа не управляет цветом. Возможно, эта функция выключена. Или ее просто нет. Но даже если она включена, фотографии все равно будут выглядеть немного по-разному в Photoshop и в других программах. Дело в том, что механизмы управления цветом в Photoshop и в Windows разные. Вот и изображение выглядит по-разному.

А что с маками?

Все хорошо. На MacOS этой проблемы нет.

У меня калиброванный монитор, но фотография на печати выглядит не так.

Это нормально в любом случае. Она никогда не будет выглядеть точно также. Хотя бы потому что монитор светится, а фотография отражает свет. Самая распространенная проблема это бОльшая детализация теней, чем на печати. Особо остро она стоит на некалиброванных мониторах. Но и если все правильно настроено, то все равно это будет проявляться в некоторой степени.

Но чаще всего дело в тех, кто печатает. К сожалению, очень часто оборудование не профилируется как надо, используются плохие, а иногда и просто разные расходники. Если речь идет про химическую печать на минилабе, то химия меняется редко, оборудование не калибруется или калибруется не под каждый формат и партию бумаги.

Кроме того, есть ограничения, которые накладываются способом печати. Одно дело, если вы печатаете фотографию на профессиональном 11-цветном принтере с пигментными чернилами. Такой принтер способен воспроизводить цвета очень хорошо. Но и у него есть ограничения. Хуже дела обстоят с 6-цветной печатью водорастворимыми чернилами на любительских принтерах. Еще хуже, если туда залили плохие чернила и используют дешевую бумагу. Цифровые печатные машины (по большому счету это очень хороший цветной лазерный принтер) обладают довольно скромными возможностями по цветопередаче. И возможности отличаются от модели к модели. А традиционный офсет дает еще меньше цветов. Поэтому в некоторых ситуациях, возможно, дело не в настройке и не в людях, а просто в способе печати.

Еще раз отмечу, что если монитор не откалиброван, то никакой речи о точности цветовоспроизведения быть не может. Правильный рабочий поток выглядит так: помещение с нейтральными стенами, нейтральным полом, мебелью с правильным по яркости и CRI (индекс цветопередачи) светом → правильно настроенное печатное оборудование с правильно построенными профилями под конкретную бумагу (иногда конкретную партию бумаги) → просмотр отпечатка при правильном освещении. Чем больше расхождений с идеальным потоком, тем менее предсказуем результат. Вы уверены в своем мониторе, а печатают плохо? Печатайте в другом месте.

Нужно ли просить профиль печатной машины?

Если требуется макет в CMYK, то да, обязательно спросите профиль или рекомендации, какой из стандартных использовать. Если вы сдаете RGB фотографии или никаких рекомендаций по этому вопросу нет, то это не ваши проблемы. Это проблемы организации или человека, который занимается печатью.

https://vk. com/@artfotoshkola-o-profilyah-kalibrovke-i-cvetovyh-prostranstvah-likbez2

 

Информация о продавце
  • +7 (831) 430-41-44
  • г. Нижний Новгород, ул. Малая Ямская, д.2/32, оф.1
  • sartr.ds52.ru
Копировально-множительные работы, сканирование, широкоформатная печать, цифровая печать, оперативная полиграфия. Препресс и послепечатная обработка: переплет, ламинирование.
×