Деловая сеть Нижний Новгород
Компании:22 565
Товары и услуги:21 336
Статьи и публикации:1 703
Тендеры и вакансии:350

Полноценным понятийным мышлением обладают меньше 20% людей
Информация может быть не достоверна

Полноценным понятийным мышлением обладают меньше 20% людей
09.04.2017
Руководитель лаборатории социальной психологии СПбГУ и центра «Диагностика и развитие способностей» Людмила Ясюкова о результатах мониторинга интеллектуального развития школьников и студентов

фрагмент ее интервью.

- Вы занимаетесь мониторингом интеллектуального развития школьников и студентов, причем, определяете интеллектуальное развитие на основании сформированности понятийного мышления. Что такое понятийное мышление?

- Истоки этого понятия следует искать в работах выдающегося советского психолога Льва Выготского. Понятийное мышление можно определить через три важных момента.

Первый - умение выделять суть явления, объекта.

Второй - умение видеть причину и прогнозировать последствия.

Третий - умение систематизировать информацию и строить целостную картину ситуации.

Те, кто обладает понятийным мышлением, адекватно понимают реальную ситуацию и делают правильные выводы, а те, кто не обладают... Они тоже уверены в правильности своего видения ситуации, но это их иллюзия, которая разбивается о реальную жизнь. Их планы не реализуются, прогнозы не сбываются, но они считают, что виноваты окружающие люди и обстоятельства, а не их неправильное понимание ситуации.

Степень сформированности понятийного мышления можно определить с помощью психологических тестов, в том числе IQ. Вот пример из тестирования детей шести-семи лет, с которым не всегда справляются и взрослые. Синица, голубь, птица, воробей, утка. Что лишнее?

К сожалению, многие говорят, что утка. У меня были недавно родители одного ребенка, горячились, доказывали, что утка - правильный ответ. Папа - юрист, мама - учитель. Я им говорю: «Почему утка?» А они отвечают, потому что она большая, а птица, птичка это, по их мнению, что-то маленькое. А как же страус, пингвин? А никак, у них в сознании закреплен образ птицы как чего-то маленького, и они полагают свой образ универсальным.

- И какой же процент наших соотечественников умеет выделять суть и видеть причинно-следственные связи?

- По моим данным и по данным других исследователей, меньше 20% людей обладают полноценным понятийным мышлением. Это те, кто изучал естественные и технические науки, научился операциям выделения существенных признаков, категоризации и установления причинно-следственных связей.

Их, однако, среди принимающих решения о развитии общества мало. Среди политических консультантов у нас психологи, философы, неудавшиеся педагоги - люди, у которых с понятийным мышлением не очень хорошо, но которые умеют ловко говорить и завертывать свои идеи в красивые обертки.

По жизни сформировать понятийное мышление невозможно, оно приобретается только в ходе изучения наук, поскольку сами науки построены по понятийному принципу: в их основе базовые понятия, над которыми выстраивается пирамида науки. И если мы выходим из школы без понятийного мышления, то, сталкиваясь с тем или иным фактом, мы не сможем его объективно интерпретировать, а действуем под влиянием эмоций и наших субъективных представлений.

В результате решения, принятые на основании такой допонятийной интерпретации происходящего, невозможно реализовать. И мы это видим в нашей жизни. Чем выше в социальной иерархии стоит человек, тем дороже цена его необъективных интерпретаций и решений. Посмотрите, сколько у нас принимается программ, которые ничем не заканчиваются. Прошел год-два и где программа, где человек, который ее декларировал?

- Повальная проблема современной школы - гиперактивные дети с так называемым СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности).

- СДВГ - это не диагноз. Раньше это называлось ММД - минимальные мозговые дисфункции, еще раньше ПЭП - послеродовые энцефалопатии. Это особенности поведения, проявляющиеся при самых разных патологиях.

В 2006 году мы официально приняли американскую точку зрения на эту проблему и их логику лечения. А они считают, что это на 75-85%% генетически обусловленное осложнение, приводящее к расстройству поведения. Они прописывают лекарства, психостимуляторы, которые должны компенсировать эти расстройства.

Почему IQ и что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Однако исследования докторов медицинских наук Бориса Романовича Яременко и Ярослава Николаевича Бобко показывают, что главная проблема так называемого СДВГ - в нарушениях позвоночника: вывихи, нестабильность, неправильная сформированность. У детей пережата позвоночная артерия и возникает так называемый эффект обкрадывания, когда в результате снижается кровоток не только по позвоночной артерии, но и в сонных артериях, снабжающих лобные доли. Мозг ребенка постоянно недополучает кислород и питательные вещества.

Это приводит к короткому циклу работоспособности - три-пять минут, после чего мозг отключается и лишь спустя некоторое время включается обратно. Ребенок не осознает, что происходит при отключении, с этим связаны драки и различные выходки, о которых он не помнит, потому что они развиваются в моменты отключения активности мозга.

Эффект отключения мозга нормален, мы все с этим сталкиваемся, когда слушаем скучную лекцию или читаем что-то сложное и внезапно ловим себя на том, что отключились. Вопрос только в том, как часто и на какие периоды времени происходят эти отключения. Мы отключаемся на секунды, а ребенок с СДВГ на три-пять минут.

Чтобы помочь детям с СДВГ, надо поправить позвоночник, часто это первый шейный позвонок.

С другой стороны, если даже проблему с позвоночником и улучшением кровоснабжения мозга решить не удалось, всегда можно пойти по пути развития мышления. Высшие функции, как доказано всемирно признанным психологом Львом Выготским, могут компенсировать нижестоящие. И я видела немало примеров, когда через развитие мышления достигалась компенсация проблем с вниманием и коротким циклом работоспособности. Так что опускать руки никогда не стоит.

посмотреть все (13)

Другие статьи и публикации компании:

Кодекс оптимального поведения... Кодекс оптимального поведения...
Информация может быть не достоверна
Ап. Павел: "Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое". (Рим.7:21)
09.04.2017
За что в демократических Афинах был казнен Сократ? За что в демократических Афинах был казнен Сократ?
Информация может быть не достоверна
«Сократ ходил среди людей и говорил им правду. За это его убили».
09.04.2017
Средства и способы борьбы Средства и способы борьбы
Информация может быть не достоверна
Государство есть орган классового господства, орган угнетения одного класса другим, есть создание «порядка», который узаконяет и упрочивает это угнетение, умеряя столкновение классов
23.01.2019
Как дают взятки: подкуп судьи Как дают взятки: подкуп судьи
Информация может быть не достоверна
Сергей Сименштейн : «Уверен, каждый из Вас сталкивался с особой категорией «юристов». АДВОКАТСКАЯ ПАЛАТА Г. МОСКВЫ
09.04.2017
Что делать, когда руки опускаются? Что делать, когда руки опускаются?
Информация может быть не достоверна
Притча о разных людях. Люди которые меняются под влиянием неблагоприятных обстоятельств, извлекают пользу из каждой такой ситуации затем, что учатся прежде понимать, чем действовать.
23.01.2018
Идеология Идеология
Информация может быть не достоверна
Демократия форма правления при которой демос удерживается от кратии (от греческого kratos - сила, власть, господство) на расстоянии "демократической процедуры".
30.01.2018
Информация о продавце
  • +7 (920) 054-40-99
  • г. Дзержинск, ул. Клюквина, д. 13, кв. 22
  • rodomysl.ds52.ru
Компания специализируется на представительстве интересов доверителей в судах арбитражных и общей юрисдикции на основании анализа фактического и юридического составов с учетом судебной практики.
×